Подавляющее большинство браков в xix веке заключалось из материальной выгоды. И в середине века остро встал вопрос положения девушек-бесприданниц, которых против их воли, буквально силком, выдавали замуж за мужчин состоятельных, но вместе с тем старых, если не дряхлых. В живописи мотив неравного брака пришел из литературы, а в литературу — из жизни. В литературе тему неравного брака освещал и а. С. Пушкин в «дубровском», и а. Н. Островский в «грозе», «бедной невесте», и н. А. Некрасов в стихотворениях “свадьба”, “к гадающей невесте”. В живописи же первым дерзнул поднять эту тему василий пу́кирев. Автопортрет василия владимировича пукирева интересные и загадочные детали картины, до сих пор не имеющие точной трактовки василий пукирев неравный брак. 1862. Третьяковская галереея с первым планом картины все предельно ясно: юная, как цветок, девушка с глубоко печальным и обреченным взором; Дряхлый старик с звездой и орденом на груди, полный важности и строгости; Священник, склонившийся в льстивом поклоне, который вот-вот отдаст молодую невесту в руки старого богатого жениха. Дальний же план до сих пор вызывает вопросы. Взгляните на пространство слева от жениха. Сразу же бросается в глаза зловещая старуха со странным для ее возраста украшением. Не уж-то это такое же венчальное украшение, как и у юной невесты, только менее богатое? И точное такое же на голове у другой старухи, что стоит позади священника. Как это понимать? «неравный брак». Фрагмент искусствовед людмила полозова выдвинула теорию, что эти старухи — бывшие жены жениха. Вот только непонятно, «в отставке» они или спроважены в мир иной? Скорее всего, второй вариант, а иначе что им делать на свадьбе. И в случае второго варианта, выходит, что это призраки. В принципе на это похоже, потому что живописец только их изобразил такими тусклыми и даже полупрозрачными. «неравный брак». Фрагмент теперь взгляните на человека за невестой, который смотрит прямо на нас, зрителей. Его взор очень неоднозначный. Вроде бы ощущение, что он сочувствует молодой невесте, но в то же время взгляд какой-то недобрый. Тем не менее есть версия, что образ списан с товарища художника по московскому училищу живописи, ваяния и зодчества — петра шмелькова. В принципе, похож, посмотрите сами. Петр шмельков и наконец обратите внимание на еще одного человека за невестой, статного молодого человека, который скрестил руки. Он смотрит на жениха так, словно сверлит его взглядом. Примечательно, что в нем узнается сам художник. Выходит, история автобиографическая? А если еще знать, что эту картину он написал очень быстро, а затем спешно уехал за границу, не посетив осеннюю выставку в 1863 году в академии художеств, где выставлялась эта картина и будоражила зрителей. «неравный брак». Фрагмент эту версию делает возможной еще один факт. Существует карандашный рисунок владимира сухова, который был сделан в 1907 году. Третьяковская галереея выкупила его в 2002 году. Рисунок подписан: прасковья матвеевна варенцова, с которой 44 года назад художник в. В. Пукирев написал свою известную картину «неравный брак». Госпожа варенцова живет в москве, в мазуринской богадельне владимир сухов. Портрет прасковьи варенцовой пазл начинает складываться, не так ли, дорогой читатель? Молодой пукирев влюбился в юную прасковью. Но жениться на ней ему не разрешили. Родные выбрали для девушки более «завидного» жениха — богатого старого купца варенцова. По-видимому, она пережила мужа, в браке с которым едва ли была счастлива, ведь остаток своей жизни она провела в богадельне. И снова пазл распадается, когда мы берем во внимание еще одну историю. В третьяковской галерее помимо оригинала «неравного брака» также хранится эскиз этой картины. Эскиз «неравного брака» что мы видим? У невесты за спиной стоит совсем другой мужчина со скрещенными руками. Это не автопортрет пукирева! И что более удивительно, в этой версии фигурирует эта же фамилия — варенцов. Совпадение? Или мы что-то не знаем? А дело в том, что у василия пукирева был друг — сергей варенцов, который влюбился в некую софью рыбникову. Оба они были выходцами из одного сословия — купеческого. Но софья предпочла ему другого мужчину — андрея карзинкина. Этот человек был очень богат и, конечно же, старше и софии, и сергея варенцова. Но разница в возрасте была всего 13 лет. На свадьбе сергей был шафером, ведь семьи воронцовых и карзинкиных были связаны дружескими узами. Поэтому-то он и изображен у невесты за спиной. Фрагмент эскиза «неравного брака» видимо, эта история, рассказанная сергеем варенцовым, вдохновила пукирева на написание картины с таким же сюжетом. Но спустя некоторое время страсти улеглись, и сергей решил жениться на другой девушке, в которую был страстно влюблен. А тут пукирев со своим «неравным браком», где увековечил его страдания прошлой неразделенной любви. Тогда-то сергей и вспыхнул. Пукирев не стал менять название и сюжет картины, но убрал друга с полотна. И вместо сергея поместил себя, ведь у него самого произошла подобная любовная драма. Как видим, пазл вновь складывается. Кстати, н. А. Мудрогель, старейший работник третьяковской галерееи, взятый на службу еще самим третьяковым, вспоминал: на картине пукирева «неравный брак» в роли шафера за невестой художник изобразил себя… и вообще вся картина, как я знаю, является отголоском личной драмы художника: невеста с картины должна была стать его женой и не стала, богатый и знатный старик сгубил ее жизнь илья ефимович репин – н. А. Мудрогель в позе п. М. Третьякова в залах галерееи. 1904 это все вполне логично еще и потому, что софья, несостоявшаяся невеста сергея варенцова, вступила отнюдь не в «неравный» брак, а в очень счастливый. Всю жизнь с андреем карзинкиным она прожила в любви и согласии. Критика что и говорить, полотно встретили с восторгом и даже с осмыслением. Так, историк николай костомаров однажды поделился откровением: увидев эту картину, он отказался от мысли жениться на молодой девушке. А вот что писал русский музыкальный и художественный критик владимир стасов: наконец-то. Наконец-то появилось крупное произведение на тему, взятую из современной жизни. Одно из самых капитальных, но вместе с тем и трагических картин русской школы критик владимир стасов. Источник: гугл картинки критик владимир стасов. Источник: гугл картинки однако несколько иного мнения придерживался, например, а. Н. Дмитриев, который писал в «современной летописи: у господина пукирева вопрос о неравном браке поставлен совсем не так, как он стоит в действительной жизни. Самое ужасное и трагическое в неравном браке — не одно неравенство лет, а разница убеждений, воспитания и, пожалуй, состояния. Разница лет в неравном браке, где молодое, чистое создание… отдается дряхлому, отжившему старику, не заключает в себе ничего трагического как сложилась дальнейшая судьба василия пукирева? Обзавестись семьей у художника так и не получилось. Дела совсем не ладились, удача, словно, отвернулась от него. Он продолжал писать новые картины, но покупатели не находились, а зритель не встречал их с таким же восторгом, с каким когда-то встретил «неравный брак». Это, конечно, было большим ударом для пукирева, как художника. Он начал пить, бросил преподавательскую деятельность, хотя был профессором в академии художеств, остался без квартиры. Остатки дней жил на подачки друзей. Умер 1 июня 1890 года в безвестности. В итоге мы знаем пукирева как художника одной картины. Но в мире искусства такое случалось. Например, этель лилиан войнич и ее «овод». Спасибо, что дочитали до конца! Если вы узнали что-то новое, не пожалейте пальца вверх : ) подписывайтесь на канал, впереди еще много интересного. Будем накачивать мозги вместе! Вам может быть интересно:
Тайна старой картины. "неравный брак" пукирева. Разгадываем загадки полотна
Тайна старой картины. "неравный брак" пукирева. Разгадываем загадки полотна
Тайна старой картины. "неравный брак" пукирева. Разгадываем загадки полотна
Тайна старой картины. "неравный брак" пукирева. Разгадываем загадки полотна
Тайна старой картины. "неравный брак" пукирева. Разгадываем загадки полотна
Тайна старой картины. "неравный брак" пукирева. Разгадываем загадки полотна
Тайна старой картины. "неравный брак" пукирева. Разгадываем загадки полотна
Тайна старой картины. "неравный брак" пукирева. Разгадываем загадки полотна
Тайна старой картины. "неравный брак" пукирева. Разгадываем загадки полотна
Тайна старой картины. "неравный брак" пукирева. Разгадываем загадки полотна
Тайна старой картины. "неравный брак" пукирева. Разгадываем загадки полотна
Тайна старой картины. "неравный брак" пукирева. Разгадываем загадки полотна