Недавно я рассказывала про, а сейчас продолжу цитировать интересные истории из экспедиции географа, ботаника и исследователя — александра шренка, которую он совершил в 1837 году. А точнее хочу рассказать о специфическом воспитании детей на севере. Итак, середина, или даже скорее первая треть 19 века. Печорский край. Окрестности усть-цильмы 183 года назад. Шрек путешествует от мезени, по реке пеза, реке цильма в сторону печоры. И по пути наблюдает следующее: «хижины, к которым мы приехали, были оставлены своими хозяевами, уезжавшими в усть-цильму делать закупки необходимых жизненных припасов у чердынских купцов, которые всякий год в это время приезжают туда. Таким образом деревня рочево, последняя при цильме, лежащая в 30 верстах от усть-цильмы и обитаемая шестью семействами, была совершенно пуста, когда мы туда приехали, а хижины все заперты». На этом фото уже явно хх век, но дома старые и костюмы традиционные, так что примерно можно прикинуть, как выглядела деревня. Вполне можно предположить, что хижинами шренк звал не утлые домишки, а вот такие большие дома. Источник фото — https: / / vk. Com / club183062505 итак, деревня пуста, но. «несколько же верст дальше мы встретили все детское народонаселение этой деревни, собранное в одно место около небольшой хижинки для стережения пасшегося здесь домашнего скота. Несчастная хижина, около которой они находились, собственно, служила баней». На этом фото часть села с банями (у реки) и амбарами, снятыми у реки мезень в 1903-1904 гг. Автор. Шабунин н. А. В описываемом шренком месте баня, думаю, была примерно такой же. «старшему из этих малюток могло быть 12 лет, не более. Они суетились около жалкого огонька и очень презентабельно варили себе ужин. Баня была слишком мала для того, чтобы поместить в себе всех их, а потому бедные дети, несмотря на суровую погоду, преспокойно бегали по стуже босиком и в изорванных сорочках «. А дальше любопытный момент. Можно подумать, мол, что такого, раньше в деревнях, мол, все дети жили как-то так. Но нет, сам автор с этим не вполне согласен, потому что его такого положение вещей изрядно удивляет: » это спартанское воспитание, которое, с одной стороны, образует мощное и здоровое тело, отличающее жителя архангельской губернии, а с другой — часто очень рано поглощает многие слабые натуры, всего более приличествует северу, потому что последний для преодоления трудностей, с которыми постоянно сопряжено здесь добывание средств к жизни, непременно требует крепких натур, не боящихся ни стужи, ни ветров этого сурового края; Нежные же и слабые организмы уже ни в каком случае не могут существовать под этими широтами». Крестьянские дети на крыльце дома. С. Усть-уса (архангельская губ, печорский уезд). 1912 конечно, можно сделать скидку на то, что автор раньше в подобных удаленных от городов (или своего имения) местах не бывал и ему было не с чем сравнивать местные нравы. Но, думаю, рос он не в вакууме и примерно представлял, чем живут люди. И если ему воспитание северных детей показалось спартанским, и если его поразило, что те бегали спокойно по снегу босиком и в одних рваных сорочках, вероятно это в самом деле было достаточно неординарным.
Спарта русского севера: как там раньше воспитывали детей
Спарта русского севера: как там раньше воспитывали детей
Спарта русского севера: как там раньше воспитывали детей