В условиях современного мира очень остро стоит вопрос о ранней диагностике речевых нарушений. Чем раньше мы поймем, что у ребенка идет нарушение, тем быстрее мы сможем помочь, подтолкнуть его к зоне развития. Так же важно помнить, что лучше провести профилактику, нежели упустив время, бороться с более ощутимыми проблемами в дальнейшем. Поговорим о развитии речи в норме. Мы все понимаем, что все дети индивидуальны, а рамки нормы – это лишь среднее значение. У кого-то какой-то этап немного запоздал, и это не критично, как и не проблема в опережении. Однако важно понимать, какой это период времени, какие качественные изменения происходят и что стало причиной этого. Нормы развития речи в первый год жизни:  1-2 месяца: на данном этапе крик является формой общения. Только так ребенок может донести о своем дискомфорте. Ближе к 2 месяцу жизни появляется улыбка и смех. ⠀ 3 месяц: узнает речь взрослого, того кто чаще всего разговаривает с ним. Различает интонации. Появляется гуление. Ребенок протяжно произносит звуки аагуу, ууаа и т. Д. ⠀ 5 месяцев: ребенок начинает слышать звуки речи, следить за артикуляционными движениями губ окружающих и пытается им подражать. Для закрепления двигательного навыка, необходимо многократно повторять его. ⠀ 6 месяцев: появляется лепет. Ребенок начинает произносить отдельные слоги, такие как ма-ма, па-па, ба-ба, но это еще подражание. Так путем подражания ребенок осваивает все элементы звучащей речи, это фонемы, тон, ритм, мелодико-интонационную сторону речи и ее тембр. Во втором полугодии ребенком воспринимаются определенные звукосочетания, их он пытается, связывать с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). А также реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей, запоминанию слов и реакции на них. ⠀ 7-9 месяцев: ребенок начинает повторять за взрослым более разнообразные сочетания звуков. Уже в 9 месяцев начинают появляться реакции на слова, не зависящие от ситуации и эмоциональности речи. В этот период особенно важно следить, в каких условиях происходит формирование речи ребенка, так как его речь формируется на основе подражания речи взрослых. Появляются лепетные псевдослова. ⠀ 9 – 18 месяцев – слова: мама, папа, баба, дядя и т. Д. Звукоподражательные слова: ав-ав (собака) , тик-так (часы) , му-му (корова) и т. П. Все существительные употребляются в именительном падеже, единственном числе; 18 — 20 месяцев — попытки связать два слова в фразу (мама, дай). Усваивается повелительное наклонение глагола (иди, дай и т. П); 20 — 22 месяца — появляются формы множественного числа; 22 — 24 месяца — словарь доходит до 300 слов. Существительных приблизительно 60 процентов, глаголов – 20 процентов, союзов нет  после полутора лет происходит резкий перелом. Вместе с требованием ребенка называть предметы можно отметить его попытки произносить слова, которые эти предметы обозначают. К концу второго года ребенок употребляет до 300, а концу третьего года – до 1200 – 1500 слов. К двум годам ребенок: обладает запасом в 200 – 300 слов; Пользуется в речи двух-, трехсловными словосочетаниями и предложениями; Прислушивается к словам и понимает их значение; Называет предметы, изображенные на картинках; Хорошо знает свое имя, произносит его; Выражает просьбу словами, а не только жестами; Используя существительные, согласует их с падежами (то есть существительные с разными окончаниями); Согласует предмет и действие («машина едет», «я хочу»).  к трем годам в словарь ребенка входят все части речи (существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, числительные, наречия) , служебные слова (предлоги, союзы, частицы) , междометия. Нормы появления звуков в речи: к 1 году: а, о, у, б, п, м. В 1-2 года: + н, д, т, в, ф, к. В 2-3 года: все гласные + г, х, й. С 3-3, 6 года: +ль, с, з, ц. С 3 до 4 уходит смягчение звуков. К 4, 6 годам: ш, ж, ч, щ. В 5-5, 6 лет: +л, р, рь. В 6 лет полностью овладевают правильным произношением. Если вы понимаете, что у ребенка есть некоторые задержки в речевом развитии, которые вас беспокоят, рекомендуется обратится к логопеду, который проведет диагностику речевого развития и ответит на все интересующие вас вопросы. Настоятельно не рекомендуется ждать определенного возраста («наш папа заговорил в 4», «это же мальчик, они позже начинают говорить») , поскольку можно упустить самый благоприятный возраст для развития речи. Не ждите если ребенок в два года не говорит вовсе или говорит только первым или одним слогом, или общается на «своем», «птичьем языке»; Не ждите, если ребенок не показывает динамику в речи, остановился или демонстрирует откат в речевом развитии; (такое может быть после стресса, болезни, травм) не ждите, если игра ребенка однообразная или вообще отсутствует; Не ждите, если ребенок не понимает обращенную речь, не откликается на свое имя не ждите, если у ребенка приоткрыт рот, высунут язык между зубами, если текут слюни или собирается слюна в уголке рта; Не ждите, если заметили моторную неловкость у своего ребенка: не может подняться по ступенькам, держась за перила. Когда еще следует обратиться к логопеду? ⠀- если в 4 года ребенок не может правильно произнести отдельные звуки, не различает звуки в слове, «проглатывает» окончания, переставляет местами слоги или «теряет» их. Он плохо запоминает самые простые стихи и новые слова. ⠀- если нет свистящих, шипящих, если есть горловое р, если смягчаются согласные, то не нужно ждать 5-6 лет. ⠀- если в 5-6 лет дошкольник плохо произносит большинство звуков, не может составить развернутого рассказа по предложенной картинке, его речь неразборчива, он не владеет грамматическим строем языка – слова не согласованы в роде, числе и падеже. ⠀- если в 7-8 лет наблюдаются проблемы при овладении чтением и письмом – пропускает буквы, пишет буквы в зеркальном отображении, заменяет одни звуки другими, с трудом читает по слогам, не может запомнить правило. Дорогие родители, очень важно, продиагностировать ребенка у логопеда, возможно и у других специалистов: у невролога, психиатра, сурдопедагога. Это необходимо для того чтобы понять причины. Ведь они, как и дети, могут быть разными. И только после этого специалисты выстраивают индивидуальный маршрут помощи ребенку. Автор юлия вилисова
Советы от логопеда. Развитие детской речи
Советы от логопеда. Развитие детской речи
Советы от логопеда. Развитие детской речи
Советы от логопеда. Развитие детской речи