Давно работаю в школе, уже и годов не счесть, но такой неразберихи и хаоса в образовании не встречал: смотрю со стороны — все что-то делают, куда-то бегут, с загруженными лицами, стараются успеть, а цель-то какая? Кому выгодна эта скорость? Скорость жизни выросла, это факт, ускоряют нас и искусственно, и сам собой прогресс заставляет бежать вперед, чтобы найти средства для существования, чтобы твоя семья жила хорошо (ну или хотя бы нормально) , чтобы успеть обработать тонны информации, что проходит через нас ежедневно. А оно нам надо? Раньше душевнее было, и в школе было интересно работать. Денег и тогда, в ссср не было, но душевность была, интерес и были видны какие-то цели, светлое будущее (даже в 90-х какие-то надежды были, и в «нулевых»). По какой-то причине сейчас светлого будущего не видно. Может быть, это уже старость, а может быть и правда из образования душа ушла, остался меркантилизм, эффективизация, оптимизация, логика и дисциплина. Учителя — люди творческие, даже математики и все преподаватели предметов точных наук, но, как мне кажется, творчество наше на корню рубят новые стандарты, реформы, да и в целом либерализация образования, когда родитель со своим ребенком может делать что угодно, и его не осудят. О какой душевности может идти речь в процессе взаимодействия с такими людьми? И их стало больше, и предвидится увеличение кликуш, яжематерей и подобных участников образовательных отношений. Про администрацию вообще молчу. Где планерки, на которых мы делимся, кто куда съездил, что нового в семье, какие успехи у детей, какие планы, что интересного можем предложить друг другу, чтобы и на уроках было интересно, а значит и жить интереснее стало. Все речи администрации короткие, беспринципные, жесткие, требовательные: потребительский подход в чистом виде. Никаких добрых слов, ничего хорошего, только: «вы должны, вы обязаны, срочно надо сделать» и так далее. Не могу утверждать, что у вас стало хуже, но в нашей обычной школе стало плохо, пошли учительские увольнения, много негатива и критики, какой-то мышиной возни, которая ни к чему хорошему не приведет. Перестанем заниматься возней этой — отстанем, будем в опале у администрации, да и в глазах родителей, наверное, тоже. Отчеты, конкурсы, планы, программы, а если ты классный руководитель, тут вообще труба — «мышиная возня» — это норма. Все меняется быстро, причем успеть за этим даже молодежь не может, не говоря уж об опытных учителях, многие из которых «выгорели» и ждут подходящего момента для увольнения. Не посылаю на три заветные буквы администрацию только по одной причине: они тоже сейчас люди зависимые, и им хуже нас еще, так как вынуждены выполнять приказы и указы вышестоящего самдурного руководства, а с них (с директора и завучей) спрос гораздо серьезнее, чем с нас, простых работяг. На то им и зарплату подняли в разы выше, чем нам. Мудрые люди давно говорили о том, что с тех пор как в среде учителей будет убрана уравниловка, и надсмотрщик получит возможность зарабатывать деньги в образовании, образование будет медленно разрушаться. Учителя будут постоянно сравнивать, ссориться, «копаться в результатах других», не уважать начальство, что ни к чему хорошему не приведет. Рыба с головы гниет, что уж тут скрывать. К руководству школой пришли некомпетентные эффективные менеджеры, которые ту самую душу продали. Кому продали? Тот ее уже перепродал выше. Сейчас главное попасть в «топ», чтобы зарплата была у школы, а иначе все плохо: результат егэ важнее качественных знаний и просто воспитанного вежливого выпускника — докатились, дамы и господа! Пытаешься частичку души отдать, а ее уже не все и принимают — детям это не надо, коллеги стали злее и стараются увидеть подвох, а с администрацией вообще поговорить не о чем — между нами пропасть все глубже и глубже. Мы для чего работаем? К егэ готовим?
Куда душа ушла из школы